На какой стадии находится новая программа
В Казахстане предложили перезапустить государственную программу субсидирования кредитов на автомобили для казахстанцев из средств, которые были ранее аккумулированы на счетах ТОО «Оператор РОП». В настоящее время программа находится на стадии разработки. Мы подробно расскажем, какие именно варианты автокредитования и их условия обсуждаются сегодня.
Два варианта льготных автокредитов
В пресс-службе министерства индустрии и инфраструктурного развития отметили, что сейчас уполномоченными госорганами рассматриваются два варианта новых программ льготного кредитования автомобилей.
В первом на льготное автокредитование предлагается направить 150 млрд тенге, с разбивкой на 4 года (на первый год – 30 млрд тенге). Условия кредитования предлагается оставить такими же, как у старых программ, запущенных с 2015 года.
Отметим, льготное кредитование предусматривает номинальную годовую ставку не более 4% годовых. Эффективная ставка не должна превышать 7,5%. А стоимость автомобиля может быть не более 15 миллионов тенге, максимальный же срок кредитования составляет 7 лет. Минимальный первоначальный взнос — от 10%. При этом в некоторых банках он может быть от 5%, и даже от нуля.
Второй вариант включает идею о кредитовании социально-уязвимых слоев населения без первоначального взноса. На нее предлагается выделить около 100 млрд тенге из средств, аккумулированных компанией «Оператор РОП», которая занимается организацией сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и утилизация отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции.
Вместе с тем в ведомстве обсуждается предложение о снижении лимита кредитования по программам до 7 млн тенге «в одни руки». Но насколько эта идея будет экономически выгодна и целесообразна, также еще уточняется. Оба варианта программ находятся на стадии обсуждения. Поэтому говорить о готовых решениях и намерениях пока рано.
«Напомню, запустить новую программу льготного автокредитования планируется в течение 2022 года, после того, как какой-либо вариант проекта программы будет согласован, одобрен, принят и оформлен в соответствии со всеми полагающимися процедурами», — заключил пресс-секретарь МИИР Жанжигит Омархан.
Какие задачи решает льготное автокредитование
Считается, что государственные меры поддержки призваны решить следующие задачи:
- стимулировать активность на рынке кредитования;
- повысить покупательскую способность населения;
- укрепить позиции автомобилестроения на территории Казахстана.
Таким способом правительство стремится создать экономические условия, выгодные для всех сторон. Однако ранее Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» поддержал льготное автокредитование, но посчитал, что оно должно охватывать все официально продаваемые марки машин, вне зависимости от того, где они производятся.
Напомним, программа льготного автокредитования заработала в 2015 году. Она рассчитана на 20 лет и основана на револьверном кредитовании. Общий лимит финансирования составляет 82 млрд тенге. Всего с момента реализации программы было выдано 30 525 займов на 159 млрд тенге с учетом револьверно-возвратных средств. Порядка 80 тысяч человек уже приобрели автомобили отечественного производства. Для приобретения по программе были доступны следующие автомобили отечественной сборки: Hyundai, KIA, JAC, Chevrolet и LADA.
Револьверное кредитование – один из самых распространенных видов кредитов. Термин происходит от слова «revolving», что означает: поворотный. Заемщик пользуется деньгами банка в рамках предоставленного кредитного лимита, и каждое погашение кредита тут же восполняет лимит на сумму произведенного пополнения. Пользоваться заемными средствами в таком режиме (потратил-пополнил-восстановил лимит) можно сколько угодно в течение продолжительного временного промежутка, установленного кредитором.