Что проверяет система управления рисками (СУР) - Деловая Жизнь Казахстана
financial accounting with documents pen calculator concept business finance Что проверяет система управления рисками (СУР)
Фото: freepik.com
Редактор 14 февраля, 2022 1103 Налоги, Новости На прочтение: 2 минуты

Что проверяет система управления рисками (СУР)

С 1 января 2019 года было внедрено категорирование всех налогоплательщиков Казахстана.

Гибкая система управления рисками является основой современных методов таможенного контроля. Однако рядовым налогоплательщикам не всегда понятно, по каким же принципам проводится классификация субъектов для присвоения им низкой, средней или высокой степени риска. Об этом рассказали в пресс-службе Департамента государственных доходов по Актюбинской области.

Что такое СУР при налоговом контроле?

Налогоплательщики попадают под действие двух систем управления рисками:

  1. категорирование при налоговом контроле (присвоение низкой, средней или высокой степени риска);
  2. оценка риска при отборе на налоговую проверку (присвоение высокой или невысокой степени риска).

При этом под риском понимается возможность нанесения ущерба государству в результате неисполнения налогоплательщиком или исполнения в неполном объеме своего налогового обязательства.

СУР при налоговом контроле была разработана с целью:

  • совершенствования системы налогового администрирования;
  • повышения выявляемости налоговых нарушений;
  • сосредоточения внимания органов государственных доходов на особо рисковых сферах и минимизация контроля за низкорисковыми налогоплательщиками.

Критерии, по которым определяется степень риска налогоплательщика, подразделяются на:
открытые (приведены в ст.137 Налогового кодекса) и закрытые (являются служебной информацией и разглашению не подлежат).

При определении степени риска учитывается совокупность всех критериев. Практическая польза СУР заключается в том, что ресурсы органов государственных доходов распределяются оптимально, сосредотачиваясь на наиболее проблемных сферах и приоритетных направлениях, что делает работу более эффективной. Для налогоплательщиков же присвоение статуса низкой степени риска позволяет избежать налоговых проверок и повысить степень доверия со стороны контрагентов. Это также стимулирует их к добровольному и добросовестному исполнению налоговых обязательств.

По каким критериям оценивается налогоплательщик?

Открытые критерии оценки приведены в п.1 ст.137 Налогового кодекса. Всего действует 13 критериев, влияющих на итоговую степень риска как положительно, так и отрицательно.

К ним относятся:

  1. коэффициент налоговой нагрузки;
  2. сумма среднемесячной зарплаты на 1 работника;
  3. суммы доходов и расходов, отражаемые в налоговой отчетности;
  4. наличие среди контрагентов компаний, снятых с учета по НДС, ликвидированных, бездействующих, банкротов;
  5. наличие многолетних убытков, отраженных в налоговой отчетности;
  6. частое представление дополнительных форм отчетности;
  7. наличие нарушений, выявленных в ходе камерального контроля;
  8. неоднократное приближение к пороговым значениям, грозящим утратой права на применение СНР.
  9. участие в налоговом мониторинге;
  10. применение онлайн-ККМ;
  11. выписка ЭСФ;
  12. использование налогоплательщиком стандартного файла проверки;
  13. применение контрольного счёта по НДС.

Расчет критериев производится дважды в год, по состоянию на первое января и первое июля отчетного года.

Как узнать, какую степень риска присвоили компании?

Узнать, какую категорию КГД МФ присвоил Вашей компании или компании-контрагенту можно по БИН или ИИН на сайте kgd.gov.kz, перейдя в подраздел «Электронные сервисы», «Помощь бизнесу», «Степень риска налогоплательщика по результатам категорирования». Эта информация является общедоступной и проверить можно любую организацию или ИП.
По своей организации эту информацию можно получить также в личном кабинете налогоплательщика, с раскрытием данных по количеству баллов, присвоенных по каждому критерию.

На что влияет отнесение к той или иной категории?

Отнесение налогоплательщика к определенной категории риска напрямую влияет на то, какой подход органы государственных доходов выберут к администрированию в отношении него.

Так, согласно п.3 ст.118 Налогового кодекса, блокировка банковского счета налогоплательщика производится в следующие сроки со дня вручения уведомления о необходимости погасить налоговую задолженность:

  • если субъекту присвоена высокая категория риска – по истечении 1 рабочего дня;
  • если субъект относится к категории среднего уровня риска – по истечении 10 рабочих дней.

Что касается принудительного взыскания денег с банковских счетов налогоплательщика при наличии недоимки, здесь также играет важную роль степень риска, к которой отнесен субъект. Инкассовое распоряжение выставляется в следующие сроки со дня вручения уведомления (п.1 ст.122 Налогового кодекса):

  • при высоком уровне – по истечении 5 рабочих дней;
  • при среднем уровне – по истечении 20 рабочих дней.

Назначение налоговой проверки также производится, если налогоплательщик отнесен к высокой степени риска. Это существенно повышает вероятность того, что субъект попадет в списки проверяемых организаций, которым грозит выездная проверка.

Согласно п.6 ст.212 Налогового кодекса, субъекты с высокой степенью риска не имеют права на продление срока налоговой отчетности (исключение – ИП на СНР). Тогда как согласно п.3 ст. 212 Налогового кодекса, остальные налогоплательщики вправе получить отсрочку на срок 15-30 календарных дней в зависимости от вида отчетности


x

Опрос среди предпринимателей и бизнесменов в рамках проекта РНФ «Деловая жизнь Казахстана».

Вотируйте за улучшение налоговой системы и других реформ в защиту бизнеса. Также, у вас есть возможность выдвинуть свои аргументы.

    1


    Тема: Создание надзорной комиссии над рабочими группами.


    Ким Екатерина Николаевна
    Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация налоги Казахстана»


    Документ


    2


    Тема: Сервисное Государство. Сервисные гос.органы


    Барышев Максим Анатольевич

    Основатель группы компаний Учёт.kz


    Документ


    3


    Тема: Соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков в ходе налогового администрирования


    Карин Сакен Абуханович

    Председатель Правления ОИПиЮЛ, "Казахстанская ассоциация налоговых консультантов"


    Документ


    4


    Тема: Убрать Запрет на вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным


    Масатбаев Айдар Оралжанович

    Управляющий партнер юридической фирмы «Salyqtez» LLM Tax USA


    Документ


    5


    Тема: Администрирование по НДС

    Камеральный контроль


    Сазанбаева Екатерина Геннадьевна

    Аудитор РК


    Документ


    6


    Тема: Камеральный контроль, ошибочные уведомления, методичка.


    Тюлекбаева Татьяна Валентиновна

    Аудитор РК


    Документ


    7


    Тема: ИП, первичная документация, административная ответственность


    Есжанова Гульнур Изатбековна

    Профессиональный бухгалтер РК


    Документ


    8


    Тема: Несвоевременная постановка на регистрационный учет по НДС
    Отсутствие нормы о сроках ознакомления с документами, представленными НП в рамках исполнения уведомлений КК, и признании уведомления исполненным


    Марченко Оксана Владимировна

    Аудитор РК


    Документ


    9


    Тема: Единый аграрный налог


    Бактибаев Максут Бахтжанович

    Член правления ОИПЮЛ Мясной союз Казахстана


    Документ


    10


    Тема: Судебная практика разрешения налоговых споров


    Исмаилова Шолпан Валихановна

    Адвокат АГКА


    Документ


    11


    Тема: Улучшение работы ОСИ

    ОСИ- объединения собственников имущества


    Манарбек Абенов

    ТОО «Pater Services»


    Документ


    12


    Тема: Застой в сфере общепита и пути решения. Розничный налог


    Нурпеисова Вероника

    Советник председателя АОП РК


    Документ


    13


    Тема: Образование фундаментальная основа бизнеса


    Аубакиров Курмет Аубакирович

    Основатель компании IBC Group

    Бизнес-тренер РК


    Документ


    14


    Тема: Экономический рост РК


    Демидов Роман Владимирович

    Бизнесмен, инвестор


    Документ


    15


    Тема: Сервисное государство


    Коломин Михаил Петрович

    Управляющий проектом ИС «Параграф Юрист»

    Генеральный Директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» собственник СИ ZAKON.KZ


    Документ