Что проверяет система управления рисками (СУР) - Деловая Жизнь Казахстана
financial accounting with documents pen calculator concept business finance Что проверяет система управления рисками (СУР)
Фото: freepik.com
Редактор 14 февраля, 2022 1119 Налоги, Новости На прочтение: 2 минуты

Что проверяет система управления рисками (СУР)

С 1 января 2019 года было внедрено категорирование всех налогоплательщиков Казахстана.

Гибкая система управления рисками является основой современных методов таможенного контроля. Однако рядовым налогоплательщикам не всегда понятно, по каким же принципам проводится классификация субъектов для присвоения им низкой, средней или высокой степени риска. Об этом рассказали в пресс-службе Департамента государственных доходов по Актюбинской области.

Что такое СУР при налоговом контроле?

Налогоплательщики попадают под действие двух систем управления рисками:

  1. категорирование при налоговом контроле (присвоение низкой, средней или высокой степени риска);
  2. оценка риска при отборе на налоговую проверку (присвоение высокой или невысокой степени риска).

При этом под риском понимается возможность нанесения ущерба государству в результате неисполнения налогоплательщиком или исполнения в неполном объеме своего налогового обязательства.

СУР при налоговом контроле была разработана с целью:

  • совершенствования системы налогового администрирования;
  • повышения выявляемости налоговых нарушений;
  • сосредоточения внимания органов государственных доходов на особо рисковых сферах и минимизация контроля за низкорисковыми налогоплательщиками.

Критерии, по которым определяется степень риска налогоплательщика, подразделяются на:
открытые (приведены в ст.137 Налогового кодекса) и закрытые (являются служебной информацией и разглашению не подлежат).

При определении степени риска учитывается совокупность всех критериев. Практическая польза СУР заключается в том, что ресурсы органов государственных доходов распределяются оптимально, сосредотачиваясь на наиболее проблемных сферах и приоритетных направлениях, что делает работу более эффективной. Для налогоплательщиков же присвоение статуса низкой степени риска позволяет избежать налоговых проверок и повысить степень доверия со стороны контрагентов. Это также стимулирует их к добровольному и добросовестному исполнению налоговых обязательств.

По каким критериям оценивается налогоплательщик?

Открытые критерии оценки приведены в п.1 ст.137 Налогового кодекса. Всего действует 13 критериев, влияющих на итоговую степень риска как положительно, так и отрицательно.

К ним относятся:

  1. коэффициент налоговой нагрузки;
  2. сумма среднемесячной зарплаты на 1 работника;
  3. суммы доходов и расходов, отражаемые в налоговой отчетности;
  4. наличие среди контрагентов компаний, снятых с учета по НДС, ликвидированных, бездействующих, банкротов;
  5. наличие многолетних убытков, отраженных в налоговой отчетности;
  6. частое представление дополнительных форм отчетности;
  7. наличие нарушений, выявленных в ходе камерального контроля;
  8. неоднократное приближение к пороговым значениям, грозящим утратой права на применение СНР.
  9. участие в налоговом мониторинге;
  10. применение онлайн-ККМ;
  11. выписка ЭСФ;
  12. использование налогоплательщиком стандартного файла проверки;
  13. применение контрольного счёта по НДС.

Расчет критериев производится дважды в год, по состоянию на первое января и первое июля отчетного года.

Как узнать, какую степень риска присвоили компании?

Узнать, какую категорию КГД МФ присвоил Вашей компании или компании-контрагенту можно по БИН или ИИН на сайте kgd.gov.kz, перейдя в подраздел «Электронные сервисы», «Помощь бизнесу», «Степень риска налогоплательщика по результатам категорирования». Эта информация является общедоступной и проверить можно любую организацию или ИП.
По своей организации эту информацию можно получить также в личном кабинете налогоплательщика, с раскрытием данных по количеству баллов, присвоенных по каждому критерию.

На что влияет отнесение к той или иной категории?

Отнесение налогоплательщика к определенной категории риска напрямую влияет на то, какой подход органы государственных доходов выберут к администрированию в отношении него.

Так, согласно п.3 ст.118 Налогового кодекса, блокировка банковского счета налогоплательщика производится в следующие сроки со дня вручения уведомления о необходимости погасить налоговую задолженность:

  • если субъекту присвоена высокая категория риска – по истечении 1 рабочего дня;
  • если субъект относится к категории среднего уровня риска – по истечении 10 рабочих дней.

Что касается принудительного взыскания денег с банковских счетов налогоплательщика при наличии недоимки, здесь также играет важную роль степень риска, к которой отнесен субъект. Инкассовое распоряжение выставляется в следующие сроки со дня вручения уведомления (п.1 ст.122 Налогового кодекса):

  • при высоком уровне – по истечении 5 рабочих дней;
  • при среднем уровне – по истечении 20 рабочих дней.

Назначение налоговой проверки также производится, если налогоплательщик отнесен к высокой степени риска. Это существенно повышает вероятность того, что субъект попадет в списки проверяемых организаций, которым грозит выездная проверка.

Согласно п.6 ст.212 Налогового кодекса, субъекты с высокой степенью риска не имеют права на продление срока налоговой отчетности (исключение – ИП на СНР). Тогда как согласно п.3 ст. 212 Налогового кодекса, остальные налогоплательщики вправе получить отсрочку на срок 15-30 календарных дней в зависимости от вида отчетности