Система управления рисками: быть или не быть налоговой проверке? - Деловая Жизнь Казахстана
izobrazhenie 2022 06 09 145046422 Система управления рисками: быть или не быть налоговой проверке?
Фото: freepik.com
Редактор 09 июня, 2022 148 Налоги, Новости На прочтение: 1 минута

Система управления рисками: быть или не быть налоговой проверке?

Каждая сфера налогового администрирования имеет свои риски и последствия.

Налоговые проверки, проводимые по особому порядку назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска. Как система управления рисками влияет на назначение налоговой проверки разъяснили в Комитете государственых доходов Минфина РК.

Система управления рисками основана на оценке степени (уровня) рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска, а также применяется в области:

  • отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку, на основе оценки степени риска;
  • категорирования налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их к категориям низкой, средней или высокой степени риска в случаях, установленных Налоговым кодексом;
  • подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость;
  • определения степени риска нарушения, выявленного по результатам камерального контроля;
  • иных формах налогового администрирования.

Таким образом, каждая сфера налогового администрирования имеет свои риски, свои последствия и, соответственно, свою специфику применения системы управления рисками, закрепленную в отдельных нормативных правовых актах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Налогового кодекса критериями риска является совокупность признаков, по которым производится оценка степени (уровня) риска.

При этом, по критериям степени риска субъекты (объекты) налоговой проверки относится к одной из двух степеней риска: высокая или не высокая.

В свою очередь, налоговые проверки, проводимой по особому порядку назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска.

Следует отметить, что категорирование налогоплательщиков путем отнесения их к категориям низкой, средней или высокой степени риска не имеет цели назначения налоговой проверки, а предусматривает дифференциацию мер по отдельным направлениям налогового администрирования.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 137 Налогового кодекса критерии риска и порядок применения системы управления рисками определяются налоговым органом и являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению (в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска).

Конфиденциальность продиктована необходимостью обеспечения ее недоступности для налогоплательщиков, имеющих намерения обойти систему оценки рисков. Зная все признаки, по которым налоговый орган проводит оценку рисков, налогоплательщик, имеющий намерение избежать повышенного внимания налоговых органов к себе, будет применять способы уклонения от срабатывания критериев.

В соответствии с международным опытом система управления рисками является закрытым инструментом. Данная практика применяется во всех передовых странах ОЭСР и соответствует рекомендациям Всемирного банка, Международного валютного фонда и Всемирной Таможенной Организации.


x

Опрос среди предпринимателей и бизнесменов в рамках проекта РНФ «Деловая жизнь Казахстана».

Вотируйте за улучшение налоговой системы и других реформ в защиту бизнеса. Также, у вас есть возможность выдвинуть свои аргументы.

    1

    Тема: Создание надзорной комиссии над рабочими группами.

    Ким Екатерина Николаевна
    Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация налоги Казахстана»

    Документ


    2

    Тема: Сервисное Государство. Сервисные гос.органы

    Барышев Максим Анатольевич
    Основатель группы компаний Учёт.kz

    Документ


    3

    Тема: Соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков в ходе налогового администрирования

    Карин Сакен Абуханович
    Председатель Правления ОИПиЮЛ, "Казахстанская ассоциация налоговых консультантов"

    Документ


    4

    Тема: Убрать Запрет на вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным

    Масатбаев Айдар Оралжанович
    Управляющий партнер юридической фирмы «Salyqtez» LLM Tax USA

    Документ


    5

    Тема: Администрирование по НДС

    Камеральный контроль

    Сазанбаева Екатерина Геннадьевна
    Аудитор РК

    Документ


    6

    Тема: Камеральный контроль, ошибочные уведомления, методичка.

    Тюлекбаева Татьяна Валентиновна
    Аудитор РК

    Документ


    7

    Тема: ИП, первичная документация, административная ответственность

    Есжанова Гульнур Изатбековна
    Профессиональный бухгалтер РК

    Документ


    8

    Тема: Несвоевременная постановка на регистрационный учет по НДС
    Отсутствие нормы о сроках ознакомления с документами, представленными НП в рамках исполнения уведомлений КК, и признании уведомления исполненным

    Марченко Оксана Владимировна
    Аудитор РК

    Документ


    9

    Тема: Единый аграрный налог

    Бактибаев Максут Бахтжанович
    Член правления ОИПЮЛ Мясной союз Казахстана

    Документ


    10

    Тема: Судебная практика разрешения налоговых споров

    Исмаилова Шолпан Валихановна
    Адвокат АГКА

    Документ


    11

    Тема: Улучшение работы ОСИ
    ОСИ- объединения собственников имущества

    Манарбек Абенов
    ТОО «Pater Services»

    Документ


    12

    Тема: Застой в сфере общепита и пути решения. Розничный налог

    Нурпеисова Вероника
    Советник председателя АОП РК

    Документ


    13

    Тема: Образование фундаментальная основа бизнеса

    Аубакиров Курмет Аубакирович
    Основатель компании IBC Group
    Бизнес-тренер РК

    Документ


    14

    Тема: Экономический рост РК

    Демидов Роман Владимирович
    Бизнесмен, инвестор

    Документ


    15

    Тема: Сервисное государство

    Коломин Михаил Петрович
    Управляющий проектом ИС «Параграф Юрист»
    Генеральный Директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» собственник СИ ZAKON.KZ

    Документ