Вопросы и компромиссы - Деловая Жизнь Казахстана
android smartphone salyq w Вопросы и компромиссы
Редактор 10 марта, 2021 739 Налоги На прочтение: 4 минуты

Вопросы и компромиссы

В Казахстане активно внедряются цифровые государственные услуги в рамках программы «Цифровой Казахстан». И это, бесспорно, позитивный факт. Более того, естественный. Однако на деле среднестатистический казахстанский…

В Казахстане активно внедряются цифровые государственные услуги в рамках программы «Цифровой Казахстан». И это, бесспорно, позитивный факт. Более того, естественный. Однако на деле среднестатистический казахстанский налогоплательщик довольно болезненно воспринимает все эти реформы

Эксперты связывают такое сопротивление глобальным благам цивилизации с несовершенством официальных мобильных приложений, отсутствием достаточного количества квалифицированных сотрудников в налоговых органах, – тех, кто разбирается не только во всей этой новой цифровой системе, но в целом имеет опыт и знания.

И наконец, цифровые технологии – пустой звук в регионах, там, где Интернет либо слабый, либо вовсе отсутствует.

На прошлой неделе премьер-министр РК Аскар Мамин на заседании правительства выступил с предложением активно продвигать бесплатные мобильные приложения e-Salyq Azamat и e-Salyq Business. Для удобства налогоплательщиков и бизнеса, уточнил глава правительства.
На самом деле безналичные расчеты становятся обычной практикой в Казахстане. По официальным данным, по итогам 2019 года доля безналичных платежей в бюджет составила более 80%, а в 2020 году – 90%.

Цифровизация экономит время и деньги

Между тем в Минфине доработали вопрос автоматического заполнения отчетности индивидуальными предпринимателями, которые используют онлайн-кассовые аппараты и посттерминалы.
12 февраля 2021 года официально презентовали новое мобильное приложение E-salyq Azamat. Оно уже доступно к скачиванию в App Store и Play Market. Если верить чиновникам министерства, новое приложение уже набирает популярность среди граждан страны. В частности, по данным на 5 февраля 2021 года число пользователей приложения составило более 265 тысяч человек.
Создатели приложения напомнили, что в недавнем прошлом большинство государственных услуг предоставлялись при обязательном физическом присутствии налогоплательщика. При этом сама процедура могла занять от пяти до семи дней. А сегодня 97% услуг предоставляются в электронном виде, автоматизированы все 40 государственных услуг.
По данным Минфина практически 99% налогоплательщиков в Казахстане сдают декларацию исключительно в электронном виде.
«Наиболее эффективным в цифровом налоговом администрировании стало внедрение информационной системы «электронные счета фактуры». По сути, это регистрация всех сделок хозяйствующих субъектов. Параллельно внедрено оформление первичных бухгалтерских документов в электронном виде. Особенно популярным этот сервис стал в период локдауна, когда налогоплательщики должны были работать дистанционно», – сообщил представитель министерства.

Вопросы по приложению E-salyq Azamat

Самые популярные вопросы, которые волнуют налогоплательщиков, то есть, потенциальных пользователей приложения:

  • Что делать, если у предпринимателя нет смартфона, или он не желает пользоваться мобильной версией приложения?
  • Что делать, если предприниматель живет в местности, где плохо ловит Интернет?
  • Планируется ли создание версии для Windows 7, 8, 10?

В чей карман идут 12 миллиардов тенге?

Что пока происходит на практике? Такой и следующий за ним вопросы предложила поднять и найти на них ответы руководитель аутсорсинговой компании БК AUDIT, налоговый эксперт Айжан Балакешова.
Предприниматели обязаны ежемесячно вносить 1500 тенге за услуги оператора фискальных данных. По сути оплата услуг ОФД нужна для того, чтобы информация по кассовым чекам оперативно попадала к налоговикам. Получается, что предприниматели оплачивают ускорение работы налоговой.
kkm Вопросы и компромиссы
Согласно официальной статистике, в 2019-2020 годы было зарегистрировано около 700 тысяч кассовых аппаратов по стране. Выходит, что за услуги ОФД поступает около одного миллиарда тенге в месяц. В год это уже больше 12 миллиардов тенге. Ощущение, что это эдакий легализованный грабеж посредством цифровизации и бесплатных мобильных приложений.

Мораторий на проверки может быть нарушен

Пандемия коронавируса продолжается во всем мире, и главная задача для бизнеса – выжить в этих непростых условиях, сохранить рабочие места.
Напомним, что в Казахстане с 1 января 2020 года вступил в силу мораторий на проведение проверок микро- и малого бизнеса на три года, инициированный Президентом Токаевым.
Но уже сегодня, в феврале 2021 года министерство финансов заявляет, что мораторий на проверки снизил кассовую дисциплину казахстанского бизнеса. А потому предлагает внести поправки в Указ Президента. В частности, позволить фискальным службам устраивать налоговые проверки по жалобам клиентов. Основанием является обращение физических и юридических лиц, права которых нарушены.
Комитет государственных доходов (КГД) собирается проводить проверки только по конкретным фактам нарушений, как того требует предпринимательский Кодекс. Это компромиссный вариант, который нацелен на защиту прав добропорядочных предпринимателей, как уверены в КГД.
Все понимают, что среди налогоплательщиков немало тех, кто нарушает закон о защите прав потребителей, в частности, не пользуется кассовыми аппаратами, не пробивают фискальные чеки.
«Реализуя товары без чека, этот предприниматель ищет таких же недобросовестных поставщиков, а те, в свою очередь, – нелегальные пути для ввоза товара. Отсюда и различные «серые» схемы реализации товара. И это глобальный процесс, который начинается снизу», – примерно так фискалы обрисовывают коррупционную цепочку.
Все верно. Но может, если и нарушать мораторий, то начать не «снизу», а с «головы», например, привести в порядок ситуацию на таможенном посту «Хоргос»? Сколько здесь проходит нелегального товара, в обход кассовых аппаратов и без фискальных чеков? Как здесь дебет и кредит «бьются»?

Работа с большими данными

Итак, если инициатива с рассмотрением жалоб на нарушителей кассовой дисциплины будет одобрена, то как фискальные службы будут разбираться в определении добросовестных и недобросовестных предпринимателей? Проверки по жалобам могут легко превратиться в еще один коррупционный элемент. С одной стороны, есть реальный шанс, что проверяющий будет прикрывать нарушителя за мзду. С другой, не исключается и такой человеческий фактор, когда люди пишут жалобы из личной неприязни к тому или иному субъекту бизнеса.
Проект СУР, который предоставляет налогоплательщикам право самостоятельного устранения налоговых нарушений по результатам камерального контроля, на деле несовершенен.
Но все же именно камеральный контроль может выявлять нарушения, в том числе, кассовой дисциплины, считают эксперты. Налоговики должны грамотно использовать все возможности цифровизации и начать работать с большими данными, а не делать по старинке обход субъектов бизнеса. В результате это позволит довести до минимума количество деклараций для предпринимателей, как и предлагает Президент Токаев.
Как видите, вопросов по налоговой реформе больше, чем ответов. Но тут есть один позитивный момент: сам принцип «слышащего государства» начал работать. И это дает надежду, что налоговая реформа будет работать как в интересах государства, так и ее граждан.
Гульжахан Ахмадиева

 Но может, если и нарушать мораторий, то начать не «снизу», а с «головы», например, привести в порядок ситуацию на таможенном посту «Хоргос»?


x

Опрос среди предпринимателей и бизнесменов в рамках проекта РНФ «Деловая жизнь Казахстана».

Вотируйте за улучшение налоговой системы и других реформ в защиту бизнеса. Также, у вас есть возможность выдвинуть свои аргументы.

    1


    Тема: Создание надзорной комиссии над рабочими группами.


    Ким Екатерина Николаевна
    Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация налоги Казахстана»


    Документ


    2


    Тема: Сервисное Государство. Сервисные гос.органы


    Барышев Максим Анатольевич

    Основатель группы компаний Учёт.kz


    Документ


    3


    Тема: Соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков в ходе налогового администрирования


    Карин Сакен Абуханович

    Председатель Правления ОИПиЮЛ, "Казахстанская ассоциация налоговых консультантов"


    Документ


    4


    Тема: Убрать Запрет на вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным


    Масатбаев Айдар Оралжанович

    Управляющий партнер юридической фирмы «Salyqtez» LLM Tax USA


    Документ


    5


    Тема: Администрирование по НДС

    Камеральный контроль


    Сазанбаева Екатерина Геннадьевна

    Аудитор РК


    Документ


    6


    Тема: Камеральный контроль, ошибочные уведомления, методичка.


    Тюлекбаева Татьяна Валентиновна

    Аудитор РК


    Документ


    7


    Тема: ИП, первичная документация, административная ответственность


    Есжанова Гульнур Изатбековна

    Профессиональный бухгалтер РК


    Документ


    8


    Тема: Несвоевременная постановка на регистрационный учет по НДС
    Отсутствие нормы о сроках ознакомления с документами, представленными НП в рамках исполнения уведомлений КК, и признании уведомления исполненным


    Марченко Оксана Владимировна

    Аудитор РК


    Документ


    9


    Тема: Единый аграрный налог


    Бактибаев Максут Бахтжанович

    Член правления ОИПЮЛ Мясной союз Казахстана


    Документ


    10


    Тема: Судебная практика разрешения налоговых споров


    Исмаилова Шолпан Валихановна

    Адвокат АГКА


    Документ


    11


    Тема: Улучшение работы ОСИ

    ОСИ- объединения собственников имущества


    Манарбек Абенов

    ТОО «Pater Services»


    Документ


    12


    Тема: Застой в сфере общепита и пути решения. Розничный налог


    Нурпеисова Вероника

    Советник председателя АОП РК


    Документ


    13


    Тема: Образование фундаментальная основа бизнеса


    Аубакиров Курмет Аубакирович

    Основатель компании IBC Group

    Бизнес-тренер РК


    Документ


    14


    Тема: Экономический рост РК


    Демидов Роман Владимирович

    Бизнесмен, инвестор


    Документ


    15


    Тема: Сервисное государство


    Коломин Михаил Петрович

    Управляющий проектом ИС «Параграф Юрист»

    Генеральный Директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» собственник СИ ZAKON.KZ


    Документ