На прошлой неделе глава «Отбасы банка» Ляззат Ибрагимова обратилась к казахстанцам с просьбой не торопиться с досрочным снятием пенсионных накоплений, поскольку «надо выждать – и…
На прошлой неделе глава «Отбасы банка» Ляззат Ибрагимова обратилась к казахстанцам с просьбой не торопиться с досрочным снятием пенсионных накоплений, поскольку «надо выждать – и рынок придет в свое настоящее состояние». По ее мнению, к середине мая-июня все цены вернутся к состоянию прошлого года.
Аналитики не согласны с этим мнением, так как в конце мая прошлого года по оценке Ибрагимовой ожидалось снижение цен на недвижимость до конца года, но падения не случилось. По мнению экспертов, эти выводы основались на больших темпах строительства недвижимости: ведь в 2020 году в стране было построено 15 миллионов квадратных метров. По факту с начала года к сентябрю рост составил 10%, на вторичное жилье – на 14%.
Более того, Бюро национальной статистики опубликовало статистику за январь, согласно которой первичка подорожала на 3%, вторичка – на 5%. Аналитики не видят никаких предпосылок к тому, что снижение цен на жильеможет случиться в феврале, марте и апреле. К тому же выдача льготных кредитов продолжается, а средняя ставка по ипотеке по итогам ноября прошлого года была меньше 7%. Средняя ставка по ипотеке меньше инфляции и меньше базовой ставки Нацбанка, потому что есть рынок льготной ипотеки. Поэтому строительство и продажи растут, продается все это по льготным различным программам, в итоге льготными социальными квартирами раздуваем пузырь на рынке.
По мнению аналитиков, выход из ситуации можно рассмотреть на примере Сингапура, где 80% населения живет в социальном жилье, построенном госкомпаниями, с условиями аренды на 99 лет. Приобретя социальное жилье там, человек должен прожить в нем от года до 7 лет. Только после этого можно переуступить недвижимость внутри этой системы такому же льготнику. Одним словом, владелец социального жилья не сможет продать квартиру через год дороже для собственной выгоды. Таким образом, в стране стерилизуются льготные программы. Как отметили эксперты, именно такие цели преследует частичный мораторий, который хотели накладывать на квартиры, купленные на выплаты из ЕНПФ.
Если не форс-мажоры, внутри Казахстана нет предпосылок для снижения цен, скорее будет снижение темпов роста. Ажиотаж на рынке недвижимости, по словам казахстанских аналитиков, начался с запуском программы по досрочному использованию пенсионных накоплений. На фоне этого ажиотажа цены поднялись на все квартиры, хотя получить деньги из ЕНПФ могут только 7% вкладчиков. Поэтому для простого населения, у которых не хватает средств на счетах ЕНПФ, квартиры стали еще более недоступными.