Из 9 миллионов рабочего населения Казахстана один миллион рабочих мест — это сектор торговли. А это 17% ВВП всей страны
На бизнес-конференции 28 Международной выставки Central Asia Fashion руководители ТРЦ поделились опытом о том, как им пришлось выживать в период пандемии. Кроме того, девелоперы представили свои предложения и прогнозы по поводу развития бизнеса в ближайшее время, передает ДЖК.
Представители бизнеса сходятся в одном: без поддержки государства не обойтись, а принимаемых мер явно недостаточно.
Как рассказал председатель Союза девелоперов торговой недвижимости РК Дмитрий Ревин, сектор торговли в Казахстане — это свыше миллиона рабочих мест, и в период пандемии все эти люди остались без работы. Из 9 млн рабочего населения один миллион рабочих мест — это сектор торговли!
— Уточню, что это 17% ВВП всей страны! Получается, что локомотив развития Казахстана одномоментно остался без возможности как-либо работать, — отметил Дмитрий Ревин.
Глава Союза девелоперов считает, что отмена налога на имущество для ТРЦ на год сможет улучшить ситуацию.
— Наши арендаторы, а это свыше 300 представителей МСБ, обратились в период ограничений за скидками и за другими мерами поддержки. Сегодня 52 процента своего дохода люди тратят на продовольствие, тогда как в 2015 году — 37 процентов.
Что может помочь? Хотя бы отмена налога на имущество для ТРЦ на год, чтобы покупательскую способность постараться привести к допандемическому уровню.
Не все смогут выжить
Союз девелоперов плотно работал с главными санврачами, были разработаны алгоритмы работы торговых центров на период пандемии. Все поставили счетчики, которые в режиме реального времени позволяют считывать количество посетителей. В будние дни с 17.00 до 21.00 количество гостей увеличилось в три раза в сравнении с допандемическими.
Санврачи обосновывали решение тем, что нужно распределять поток и что в выходные наблюдается скопление людей. В итоге решение 16 августа ввести локдаун выходного дня привело к тому, что в будние дни приток гостей только увеличился.
— На наш вопрос «Что же вы делаете?», ответа не было и нет до сих пор. Пока сам премьер-министр в конце сентября не провел МВК и не позволил торговым центрам работать в выходные дни. Что поменялось за это время?
По-прежнему во всех бедах по распространению коронавируса первым делом обвиняют ТРЦ, соответственно, ограничения в первую очередь накладываются именно на них.
А мы в свою очередь до сих пор ждем информацию по очагам заражения коронавирусной инфекцией от нашего главного санврача. С января 2021 года ждем. Несмотря на обещание на следующий же день предоставить это исследование, — отметил Дмитрий Ревин. — А пока наш единственный способ — работать с учетом ограничений и алгоритмов. Главное, чтоб эти алгоритмы устраняли эпидемиологические риски.
Спикер уверен, что далеко не все смогут выжить:
— Буквально недавно вышла новость, что алматинский ЦУМ в дефолте ушел за долги банку. И это флагман, знаковый проект страны, региона. Есть опасения, что сценарий здесь простой: в ближайшие 5 лет крупные банки станут крупнейшими девелоперами и управляющими компаниями изъятых объектов. Что будет дальше, когда управлять ТРЦ придется непрофильным специалистам – трудно представить. И так меры, о которых мы просим, наверное, 50% уже не помогут, считает глава Союза девелоперов.
Как выйти из комы
Свое видение на выход из постпандемийного кризиса выразил управляющий директор экибастузского ТРЦ Арман Джамбусинов:
— Если проанализировать ситуацию, то, с учетом всех постановлений, которые к нам приходят с прошлого года, нагрузка на ТРЦ колоссальная. Мы приняли беспрецедентные меры, выполнили все необходимое, что нам предписывали: масочный режим, тепловизоры, антисептики, санитайзеры, наклейки различного рода – все, что только было возможно, но при этом продолжаются ограничительные меры! Мы со стороны государства ждем справедливый ответ.
Для того чтобы говорить о господдержке в целом, нужно реабилитировать отрасль, нужно признать, что она поражена в период пандемии и пересмотреть нормативные базы со стороны государства. Действенная поддержка — материальная.
Мы нуждаемся в государственной поддержке в плане не только налогов, но и пересмотра тех же коммунальных платежей. Потому что нагрузка огромная: здание необходимо эксплуатировать, инженерные системы нужно обслуживать. Мы пересмотрели даты платежей, делали скидки, собирали с арендаторами полный список проблем.
Если будет пересмотр в сторону понижения тарифов на электроэнергию и теплоснабжение, это зеркально отразится и на платежах арендаторов.
Никто не знает, когда все это закончится
Коллег поддержал руководитель департамента брокериджа ретейлинговой компании Андрей Гордиенко:
— Мы были супергибкими: всячески поддерживали арендаторов рекламными позициями, уменьшали ставки, добавили льготные периоды. Сейчас торговые центры уже исчерпали запас прочности. Я думаю, надо просто дать бизнесу полноценно работать. А торговые центры в 2021 году еще и сняли из программы предоставления льготного кредитования для каких-то инноваций, — отмечает специалист.
Андрей Гордиенко также рассказал о поддержке арендаторов:
— Мы давали возможность онлайн-продаж с торгового центра, то есть по сути практически бесплатно предоставляли площадки для складирования в период ограничений. Арендаторы платили только эксплуатационные платежи: мы обеспечивали охрану.
Весь локдаун и ограничения в выходные мы не считаем в платежах по оплате, а еще были послабления. Например, мы не начисляли арендные платежи в период закрытия магазинов.
Лояльность сейчас не имеет каких-то границ, никто не знает, когда все закончится.
Фактически наши торговые центры вышли из пандемии с показателем 95 – 97% заполняемости. Это было достигнуто только за счет индивидуальных переговоров и предоставления лояльных условий для арендаторов. Сейчас рынок перерастает в партнерские отношения, мы за 2021 год перешли на 90% арендаторов, работающих с процента от товарооборота».
Туманное будущее
Дмитрий Козлов, коммерческий директор столичного ТРЦ, считает, что если государство хочет поддержать торговлю, то ограничения и любые меры воздействия нужно делать максимально осознанно.
— Самое удобное – ограничить одно предприятие, в котором находятся еще сотни предприятий. Зачем, к примеру, смотреть на загруженность общественного транспорта? Никто не смотрел, сколько людей ездит в автобусах, что нет никакой социальной дистанции, вообще ничего не соблюдается.
По отчетам чиновников во всем виновата только розничная торговля.
Думаю, если государство хочет поддержать торговлю, то ограничения и любые меры воздействия нужно делать максимально осознанно.
Все время локдауна платежи по аренде и маркетингу отменялись полностью, оплата за эксплуатационные расходы в наших ТРЦ составляла не более 50%. С арендаторами, которые не смогли возобновить свою деятельность, договоры были расторгнуты без штрафных санкций.
Одним из приоритетов, который вводила управляющая компания как меру поддержки арендаторов — пересмотр платежного календаря. Если раньше все арендные платежи оплачивались по предоплате, то в 2020 году и в начале 2021 арендные платежи осуществлялись месяц в месяц.
— Мы пошли на то, чтобы у наших арендаторов была дебиторская задолженность, но оборотные средства и товарный запас оставались в приоритете. Все, чтобы выжили, встали на ноги! Мы понимаем, что рано или поздно все это закончится, но заказ коллекций должен быть проплачен уже сейчас, чтобы ретейлеры видели свое будущее, — заключил эксперт.
Представители МСБ отмечают, что в некоторых региональных торговых центрах арендные ставки поднялись. А значит, и без того не справляющийся бизнес вынужден искать возможности, чтобы хоть как-то остаться на плаву.