В КГД прокомментировали замечания Счетного комитета - Деловая Жизнь Казахстана
izobrazhenie 2022 06 14 112024472 В КГД прокомментировали замечания Счетного комитета
Фото: freepik.com
Редактор 14 июня, 2022 385 Новости На прочтение: 3 минуты

В КГД прокомментировали замечания Счетного комитета

Дополнительные налоговые поступления, расхождение статистики по обуви и взыскания с банкротов.

По дополнительным резервам

За 2021 год в рамках налогового и таможенного администрирования Комитетом государственных доходов обеспечено 681 млрд тенге дополнительных поступлений.

По мнению Счетного комитета, дополнительные поступления на сумму порядка 300 млрд тенге по мероприятиям ИС «СУР», ИС «ЭСФ» и администрированию недропользователей расчитаны косвенным путем и не должны быть отнесены к резервам. По данному вопросу КГД отмечает, что с 2019 года внедрен пилотный проект по ограничению деятельности «фирм-однодневок», выписывающих фиктивные ЭСФ, с крупными оборотами и низким коэффициентом налоговой нагрузки (менее 0,1%). По пилотному проекту выписка ЭСФ ограничена по 11 тыс. налогоплательщикам, оборот по которым составил 7,1 трлн тенге. После применения мер администрирования определенные категории налогоплательщиков произвели уплату налогов в 2021 году на сумму 90,6 млрд тенге, и данные поступления имеются на лицевых счетах.

Кроме того, по налогоплательщикам, выписывающим фиктивные электронные счета-фактуры, проводится претензионно-исковая работа по признанию регистрации/перерегистрации недействительными.

Покупателям более 1,8 тыс. рисковых налогоплательщиков направлено 7,2 тыс. уведомлений на сумму рискового оборота 985,5 млрд тенге. По указанным налогоплательщикам значительно увеличилась налоговая нагрузка, и прирост поступлений за минусом естественного роста экономики составил 75,1 млрд тенге.

Счетным комитетом не учтены поступления от недропользователей в сумме 125 млрд тенге, которые обеспечены путем анализа деятельности горнорудного сектора и принятия мер по исключению агрессивной налоговой оптимизации.

Что касается расхождений статистики с КНР, то этот вопрос планомерно решается. По итогам 2021 года расхождение составляет 5,7 млрд долларов (40,5%) (при импорте РК — 8,3 млрд долларов и экспорте КНР 14,0 млрд долларов).

Наряду с обьективными методологическими причинами (транзит, условия поставок, заинтересованность китайских товаропроизводителей в завышении экспортной цены и др.) КГД не отрицает возможное недостоверное декларирование и занижение таможенной стоимости импортерами.

В этой связи в целях снижения расхождений в статистике принимается ряд системных и точечных мер.

  1. Начат пилотный обмен информацией с Главным таможенным управлением Китая по товарам, перемещаемым железнодорожным транспортом, в том числе с 1 января 2022 года в пункте пропуска «Достык-Алашанькоу», с 7 февраля 2022 года в пункте пропуска «Алтынколь-Хоргос».
  2. На постоянной основе актуализируются стоимостные индикаторы риска более чем по 8 тыс. чувствительным товарным позициям (всего 13 тыс. позиций), в том числе 767 унифицированы на уровне ЕАЭС.
  3. В СУР внедряется субъект-ориентированный подход и интеллектуальный анализ данных (анализ рентгеновских снимков и текстовая аналитика деклараций).
  4. Полностью централизованы таможенные функции в части контроля и выпуска деклараций на товары. Контакт с участниками внешнеэкономической деятельности исключен.

Для усиления таможенного администрирования по поручению президента приняты соответствующие Планы мероприятий.

В текущем году проведено 10 таможенных проверок в отношении 9 УЭО и 1 филиала УЭО, по которым доначислено 107,7 млрд тенге. Данные меры привели к снижению расхождения на 12 процентных пунктов, с — 52,5% в 2018 году до — 40,5% в 2021 году. Так, по итогам 4 месяцев 2022 года расхождение составило – 26,1%.

В целом усиление таможенного администрирования в рамках реализации вышеуказанных мероприятий в текущем году позволит обеспечить дополнительное поступление порядка 150 млрд тенге.

Касательно импорта обуви

Сопоставление таможенной статистики в разрезе товарных позиций с КНР будет некорректным, поскольку согласно законодательству КНР, допускается указывать один код из десяти товаров по наивысшей стоимости. К примеру, в одной фуре ввозятся разные товары (обувь, одежда, канцелярские товары и др.), при таможенном оформлении экспортер КНР все товары указывает как «обувь».

Вместе с тем в 2021 году объем рынка обуви в Казахстане составил 53,1 млн пар (внутреннее производство + общий импорт — общий экспорт). Согласно статистике, на душу населения приходится 3 пары обуви в год, что является объективным показателем.

По погашению долгов банкротами

Банкротство – это последний шаг после принятия всех мер взыскать долги. Практически у всех должников, которые подают на банкротство, отсутствуют активы, соответственно, говорить о 100% взыскании таких долгов некорректно. По тем должникам, у кого есть имущество, оно зачастую является неликвидным и недостаточным для погашения задолженности, тем не менее в 2021 году за счет реализации имущества погашены долги перед кредиторами на 13,8 млрд тенге».

Напомним, 8 июня 2022 года на пленарном заседании мажилиса по отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2021 год глава Счетного комитета Наталья Годунова привела в пример итоги аудита сферы таможенного администрирования, во время которого было выявлено расхождение в данных о ввозимой в Казахстан обуви.

«Мы пришли к выводу, что у нас часть населения должна ходить босиком. Никто босиком не ходит, зимой, летом, осенью все обуты — все имеют по несколько пар обуви. А обувь — это недорогой товар», — сказала она.

Глава Счетного комитета добавила, что нынешнее оживление экономики пока только начинает положительно сказываться на самочувствии малого и среднего бизнеса. А вот реальный уровень жизни большинства казахстанцев пока не поднимается.


x

Опрос среди предпринимателей и бизнесменов в рамках проекта РНФ «Деловая жизнь Казахстана».

Вотируйте за улучшение налоговой системы и других реформ в защиту бизнеса. Также, у вас есть возможность выдвинуть свои аргументы.

    1


    Тема: Создание надзорной комиссии над рабочими группами.


    Ким Екатерина Николаевна
    Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация налоги Казахстана»


    Документ


    2


    Тема: Сервисное Государство. Сервисные гос.органы


    Барышев Максим Анатольевич

    Основатель группы компаний Учёт.kz


    Документ


    3


    Тема: Соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков в ходе налогового администрирования


    Карин Сакен Абуханович

    Председатель Правления ОИПиЮЛ, "Казахстанская ассоциация налоговых консультантов"


    Документ


    4


    Тема: Убрать Запрет на вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным


    Масатбаев Айдар Оралжанович

    Управляющий партнер юридической фирмы «Salyqtez» LLM Tax USA


    Документ


    5


    Тема: Администрирование по НДС

    Камеральный контроль


    Сазанбаева Екатерина Геннадьевна

    Аудитор РК


    Документ


    6


    Тема: Камеральный контроль, ошибочные уведомления, методичка.


    Тюлекбаева Татьяна Валентиновна

    Аудитор РК


    Документ


    7


    Тема: ИП, первичная документация, административная ответственность


    Есжанова Гульнур Изатбековна

    Профессиональный бухгалтер РК


    Документ


    8


    Тема: Несвоевременная постановка на регистрационный учет по НДС
    Отсутствие нормы о сроках ознакомления с документами, представленными НП в рамках исполнения уведомлений КК, и признании уведомления исполненным


    Марченко Оксана Владимировна

    Аудитор РК


    Документ


    9


    Тема: Единый аграрный налог


    Бактибаев Максут Бахтжанович

    Член правления ОИПЮЛ Мясной союз Казахстана


    Документ


    10


    Тема: Судебная практика разрешения налоговых споров


    Исмаилова Шолпан Валихановна

    Адвокат АГКА


    Документ


    11


    Тема: Улучшение работы ОСИ

    ОСИ- объединения собственников имущества


    Манарбек Абенов

    ТОО «Pater Services»


    Документ


    12


    Тема: Застой в сфере общепита и пути решения. Розничный налог


    Нурпеисова Вероника

    Советник председателя АОП РК


    Документ


    13


    Тема: Образование фундаментальная основа бизнеса


    Аубакиров Курмет Аубакирович

    Основатель компании IBC Group

    Бизнес-тренер РК


    Документ


    14


    Тема: Экономический рост РК


    Демидов Роман Владимирович

    Бизнесмен, инвестор


    Документ


    15


    Тема: Сервисное государство


    Коломин Михаил Петрович

    Управляющий проектом ИС «Параграф Юрист»

    Генеральный Директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» собственник СИ ZAKON.KZ


    Документ