Glovo: Как устроена работа сервисов по доставке еды в Казахстане - Деловая Жизнь Казахстана
IMG 3219 Glovo: Как устроена работа сервисов по доставке еды в Казахстане
Карим Богуспаев. Фото из личного архива.
Кристина Опёнкова 01 декабря, 2021 1864 Бизнес На прочтение: 3 минуты

Glovo: Как устроена работа сервисов по доставке еды в Казахстане

На чём зарабатывают сервисы, насколько этот бизнес прибыльный. Отвечают представители компании.

Вспышка коронавируса радикально изменила рынок Казахстана. Теперь многие бизнесмены не представляют своей работы без сервисов по доставке еды, ведь благодаря им почти каждый предприниматель остался «на плову». Редакция ДЖК поговорила с представителями компании, и узнала на чем зарабатывают подобные сервисы, и за какое время может окупиться этот бизнес.

Как изменился рынок с приходом коронавируса?

Так, по данным испанского стартапа «Glovo» объем рынка сервисов по доставке еды в Казахстане вырос в девять раз по сравнению с третьим кварталом 2019 года, что является существенным прогрессом в электронной коммерции:

photo 2021 08 07 08 26 27 Glovo: Как устроена работа сервисов по доставке еды в Казахстане
Карим Богуспаев. Фото из личного архива.

Пандемия сильно ударила по ресторанному бизнесу, и агрегаторы сыграли большую роль не только, в определенном смысле, в их спасении, но и в увеличении прибыли некоторых заведений. Так, 10 процентов наших партнеров впервые ввели доставку. После снятия жестких ограничительных мер в 2020 году мы наблюдаем стабильный рост спроса на наши услуги во всех регионах.

Так, например за год приложение Glovo скачали более одного миллиона раз, что побило все рекорды в стране. Таким образом, пандемия послужила неким катализатором выхода из тени цифровых технологий в части доставки еды.

Также радует и то, что бизнес стал проявлять больше интереса к социальным инициативам. Так, в карантин мы вместе с партнерами из Nobel Kitchen работали по доставке бесплатных обедов врачам, совместно с акиматом Алматы два раза в неделю мы бесплатно доставляли населению продукты и лекарства, а уже в этом году продолжили традицию – и совместно с социальным кафе Kunde поддержали врачей в госпиталях для пациентов с COVID, — рассказал генеральный менеджер Glovo в Казахстане Карим Богуспаев.

Наряду с этим главный представитель рассказал Редакции ДЖК о прибыльности таких сервисов в Казахстане.

На чем зарабатывает сервисы по доставке еды?

Прибыль компании по доставке еды в мировой практике складывается из комиссии за чек. При этом, около 70 процентов этих денег принадлежат ресторанам, магазинам и другим партнёрам платформ. Например, у агрегатора остается 1 350 тенге, и 70-75 процентов от этой суммы идут на выплаты курьера. Здесь, я не беру в учет расходы на IT, маркетинг и эквайринг.

Несмотря на быстрые темпы развития e-commerce в Казахстане, процент населения, который пользуется доставкой, пока составляет два процента. Для того, чтобы бизнес в нашем случае вышел в ноль, а уже потом – в прибыль, должны совпасть множество факторов, в том числе – и рост рынка электронной коммерции, и уровень цифровизации населенных пунктов, и общая динамика экономики в стране, — рассказал Карим Богуспаев.

Офлайн-магазины для вашей компании — партнеры или конкуренты?

На данный момент, более 500 магазинов подключены к Glovo. Большая часть из них работает и офлайн. В этом и уникальность нашего рынка – цифровая платформа открывает больше возможностей как для бизнеса, так и для пользователей. Сейчас, даже маленький магазин у дома может запустить услугу доставки для своей продукции – это доступно, — поделился Богуспаев.

При этом, люди никогда не перестанут ходить в магазины, ведь здесь мы говорим о разных целях и форматах потребления.

Почему людям сложно отказаться от привычки ходить в магазин?

По мнению спикера привычки на то и являются привычками, что остаются с нами даже со стремительным развитием технологий. При этом, потребители стали избирательнее в выборе качественных товаров. С появлением агрегаторов пользователи обзавелись новыми привычками. Например, сохранять понравившиеся им магазины в закладки для повторного заказа в них.

При этом нужно отметить, что даже при всей развитости цифровых технологий, походы в магазины останутся с нами. Я приведу несколько причин почему это будет:

Первая причина – людям всегда будет интересен сам процесс похода в магазин, как некое событие.

Вторая причина – не все виды товаров доступны для заказов на платформах агрегаторов. В этом плане, Glovo охватил максимум рынка – через приложение можно заказать практически все, что угодно: от продуктов питания до средств гигиены и лекарств. Также есть отдельная услуга курьерской доставки с адреса на адрес. То есть можно выбрать адрес любого магазина, предварительно договорившись с персоналом магазина о покупке, и вызвать курьера забрать заказ.

Прогноз: Когда этот бизнес станет прибыльным в Казахстане?

При укреплении макроэкономической стабильности, а также развитием доступности цифровых технологий в регионах, думаю, можно сказать — от одного до трех лет. За это время электронная коммерция в Казахстане выйдет на новые показатели по доле рынка, придут новые игроки на рынок – что всегда стимулирует и качество сервиса, и целостный рост. Сейчас, мы наблюдаем стабильный рост, и в ближайшее время эта динамика должна сохраниться.