Что нужно знать о камеральном налоговом контроле - Деловая Жизнь Казахстана
impuestos2 Что нужно знать о камеральном налоговом контроле
Фото: en.panampost.com
Кристина Опёнкова 06 декабря, 2021 1842 Налоги, Новости На прочтение: 4 минуты

Что нужно знать о камеральном налоговом контроле

Порядок и сроки проведения.

Для того чтобы развивать успешно бизнес предпринимателю важно знать обо всех проверках со стороны налоговых органов. Так, в новом выпуске корреспондент Деловой жизни Казахстана расскажет об особенностях камерального контроля: какие существуют сроки, права и обязанности у госорганов, а также у самого налогоплательщика.

Камеральный контроль осуществляется исключительно налоговыми органами. Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности согласно ст. 96 НК РК и (или) уплаты налогов и платежей в бюджет.

Порядок и сроки проведения

Камеральный контроль проводится путем сопоставления следующих данных, которые имеются в налоговых органах:

  • налоговой отчетности;
  • сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;
  • сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика;
  • иной отчетности, установленной настоящим Кодексом.

Согласно ст.95 НК РК камеральный контроль проводится за определенный налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного налоговым кодексом. Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности с учетом положений, это говорится в ст. 48 НК РК.

В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

  • по нарушениям с высокой степенью риска — уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;
  • по нарушениям со средней степенью риска — извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.

Форма извещения о нарушениях, которые выявлены по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Важно: положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками.

Исполнение уведомления об устранении нарушений осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 30 дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Какие нарушения может устранить налогоплательщик?

Исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений признается:

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями — устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте четыре статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями — представление налогоплательщиком (налоговым агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В пояснении должны быть указаны:

  • дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);
  • фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
  • идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);
  • наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
  • номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение;
  • обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.

В случае, если предприниматель не согласен, то в качестве подтверждения доказательств указываются документы, и копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

На какие нарушения не нужно подавать пояснение?

Налогоплательщик не вправе представлять пояснение по следующим нарушениям,  которые выявили налоговые органы ( п.3 ст.96 Налогового кодекса):

  • при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН и при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам: на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров; по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу;
  • при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам: по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

В случае признания уведомления не исполненным налоговый орган выносит решение о признании уведомления по результатам камерального контроля не исполненным. Вынесенное налоговым органом решение направляется налогоплательщику (налоговому агенту):

1) по почте заказным письмом с уведомлением;

2) электронным способом в веб-приложение или в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства»;

3) вручает его налогоплательщику под роспись.

В течение какого времени можно обжаловать решение налоговой?

Обжалование налогоплательщиком (налоговым агентом) решения, производится в течении пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд ( п.4-1 ст.96 Налогового кодекса).

При этом копия жалобы должна быть направлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган, направивший решение.