Концепцию развития малого и среднего предпринимательства разработали в Казахстане - Деловая Жизнь Казахстана
a25fe7ec Концепцию развития малого и среднего предпринимательства разработали в Казахстане
Фото: mosopora.ru
Рамилям Ахметова 25 октября, 2021 620 Новости На прочтение: 4 минуты

Концепцию развития малого и среднего предпринимательства разработали в Казахстане

Для начинающих предпринимателей будет разработана Дорожная карта «Бастау Бизнес 2.0»

На сайте «Открытые НПА» размещен проект Концепции развития малого и среднего предпринимательства в РК до 2030 года, сообщает ДЖК со ссылкой на сайт электронного правительства.

Цель Концепции – определить необходимые для развития МСП изменения в госполитиках, установить «правила игры», сигнализирующие предпринимателям об изменении парадигмы государственной политики от приоритета поддержки к приоритету развития, роста и повышения конкурентоспособности с прекращением поддержки неконкурентоспособных субъектов МСП.

Миссия государства в развитии предпринимательства и МСП – создать социальную группу, наиболее заинтересованную в политических реформах, подотчетном и прозрачном правительстве.

Ядром этой социальной группы могут и должны стать независимые, конкурентоспособные и успешные предприниматели из состава МСП.

Предприниматели ожидают от государства справедливых, прозрачных и стабильных правил игры, основанных на честной конкуренции, равенстве возможностей, защите частной собственности, взаимном доверии и поощрении эффективности.

Ожидания государства от МСП будут построены на реалистичной основе с учетом неоднородности МСП с точки зрения отраслевой и пространственной дисперсии, вклада микро, малых и средних предприятий в достижение общих целей социально-экономического развития страны. В соответствии с рекомендациями ОЭСР основное внимание должно быть направлено на стимулирование предприятий с высоким потенциалом роста и росту производительности в существующих субъектах МСП.

Нацпроект по развитию предпринимательства должен стать основным инструментом реализации Концепции в части развития специализированной инфраструктуры для МСП, региональных предпринимательских экосистем и обеспечения фондирования для нефинансовой и финансовой поддержки субъектов МСП.

В Нацпроекты по иным направлениям должны быть включены меры по соответствующему изменению охватываемых этими Национальными проектами сфер, направленные на улучшение бизнес-климата и развитие МСП. До 1 января 2023 года возможно применение расширенных экстренных мер поддержки МСП. Однако, даже в этом случае

система будет ориентирована на поддержку эффективных и конкурентоспособных предпринимателей.

Механизм реализации концепции

В рамках реализации Национального проекта по развитию предпринимательства должны быть разработаны правила, которые придут на замену ДКБ 2025 и Госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек 2021» в части поддержки начинающих предпринимателей.

Для начинающих предпринимателей будет разработана Дорожная карта «Бастау Бизнес 2.0», в которой будут объединены все госмеры и инструменты, доступные начинающим предпринимателям. В этих правилах должно быть дано четкое определение начинающего предпринимателя и указан временной горизонт по их поддержке. Основной принцип – стимулирование начинающих предпринимателей к выходу на траекторию устойчивого роста и развития в ограниченный период времени.

Для конкурентоспособных и быстрорастущих малых и средних предприятий должна быть разработана Дорожная карта «Бәсекеге қабілеттілік (Конкурентоспособность)», в которой будут объединены все государственные меры и инструменты, доступные конкурентоспособным и быстрорастущим предприятиям. В этих правилах должно быть дано четкое определение конкурентоспособных и быстрорастущих МСП (в рамках подходов, определенных настоящей Концепцией) с привязкой к рейтингу хозяйствующего субъекта в государственной цифровой платформе.

Реализация Концепции будет осуществляться путем разработки, включения и реализации мероприятий по развитию предпринимательства в:

  • планы развития центральных государственных органов – в части реализации институциональных изменений и нефинансовых мер стимулирования развития МСП;
  • планы развития регионов – в части реализации инфраструктурных мер стимулирования развития МСП;
  • планы развития Национального Управляющего Холдинга «Байтерек» и его дочерних организаций – в части реализации финансовых мер стимулирования развития МСП.

Реализация нефинансовых мер стимулирования развития МСП будет осуществляться через региональную сеть Центров обслуживания предпринимателей НПП и региональные институты развития в рамках их функциональных компетенций.

Оказание инфраструктурных мер стимулирования развития должно входить в зону ответственности местных исполнительных органов и региональных институтов развития. Прямые финансовые меры будут доводиться до предпринимателей через региональную сеть дочерних организаций Национального Управляющего Холдинга «Байтерек».

В рамках Дорожной карты «Бастау Бизнес 2.0» для начинающих предпринимателей будут доступны все государственные меры и инструменты нефинансовой поддержки, доступ к бизнес-инкубаторам и акселераторам, грантам и займам микрофинансовых организаций. Для вовлечения женщин и молодежи в предпринимательскую деятельность будут разработаны специальные пакеты из нефинансовых, инфраструктурных и финансовых инструментов в рамках квот для этих групп предпринимателей. Для вовлечения в предпринимательскую деятельность людей с ограниченными возможностями будет создан отдельный фонд для финансирования запуска бизнеса, включая финансирование технологий помощи.

В рамках этой Дорожной карты упор должен быть сделан на развитие компетенций и потенциала всех групп начинающих предпринимателей, включая женщин, молодежь и социальных предпринимателей, через обучение и консультирование в пакете с финансовой поддержкой грантами и займами микрофинансовых организаций. Также эта Дорожная карта будет направлена на развитие предпринимательских экосистем через предоставление государственных мер и инструментов для:

  • информационной поддержки предпринимательства;
  • развития специализированной инфраструктуры;
  • развития центров контрактации;
  • развития обучающих центров;
  • развития системы профессиональных бизнес-тренеров, менторов и консультантов для поддержки и сопровождения начинающих предпринимателей.

В рамках Дорожной карты «Бәсекеге Қабілеттілік» для быстрорастущих работы МСП должны быть предложены пакетные решения на основе принципа встречных обязательств бизнеса, включающие государственные меры и инструменты, направленные на:

  • развитие компетенций через обучение собственников и руководителей компании;
  • реализация организационного, производственного и инновационного потенциала фирмы с помощью привлеченных квалифицированных консультантов, в том числе зарубежных;
  • обеспечение доступа к первоклассной специализированной инфраструктуре;
  • обеспечение доступа к технологиям через предоставление инновационных грантов;
  • обеспечение доступа к внутреннему рынку через гарантированные заказы;
  • обеспечение доступа к внешним рынкам через поддержку экспорта, включая субсидии и льготное кредитование.

Конкретный дизайн пакета государственных мер и инструментов и обязательств бизнеса будет определяться индивидуально при участии специализированного фонда по поддержке предпринимательства.

Распределение средств республиканского бюджета между группами государственных мер стимулирования развития МСП будет направлено на повышение доступности нефинансовых и инфраструктурных мер для широкого круга предпринимателей, независимо от географии их деятельности. В структуре общего бюджета, выделяемого на развитие МСП, доля нефинансовых мер будет составлять не менее 30 процентов, инфраструктурных мер – не менее 20 процентов.

Ресурсы республиканского бюджета, выделяемые на развитие специализированной инфраструктуры и региональных предпринимательских экосистем, должны распределяться между регионами по принципу регионального выравнивания. Это означает, что слабые регионы с низкой бюджетной обеспеченностью и низкой долей налогов от МСП в доходах местного бюджета будут иметь приоритет при распределении средств республиканского бюджета на реализацию нефинансовых и инфраструктурных мер стимулирования развития МСП с учетом приоритетов пространственного развития РК.  Прямые финансовые меры будут доступны во всех регионах Казахстана. Доля финансовых мер в общем бюджете государственных мер стимулирования развития МСП составит до 50 процентов.

Основными конечными результатами реализации Концепции должны стать следующие индикаторы:

 

№№ Индикатор Целевое значение
2025 г. 2030 г.
1 Доля МСП в ВВП 35% 40%
2 Доля средних компаний в ВВП 15% 20%
3 Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП 15% 12%

Обсуждение проекта продлится до 11 ноября.


x

Опрос среди предпринимателей и бизнесменов в рамках проекта РНФ «Деловая жизнь Казахстана».

Вотируйте за улучшение налоговой системы и других реформ в защиту бизнеса. Также, у вас есть возможность выдвинуть свои аргументы.

    1

    Тема: Создание надзорной комиссии над рабочими группами.

    Ким Екатерина Николаевна
    Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация налоги Казахстана»

    Документ


    2

    Тема: Сервисное Государство. Сервисные гос.органы

    Барышев Максим Анатольевич
    Основатель группы компаний Учёт.kz

    Документ


    3

    Тема: Соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков в ходе налогового администрирования

    Карин Сакен Абуханович
    Председатель Правления ОИПиЮЛ, "Казахстанская ассоциация налоговых консультантов"

    Документ


    4

    Тема: Убрать Запрет на вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным

    Масатбаев Айдар Оралжанович
    Управляющий партнер юридической фирмы «Salyqtez» LLM Tax USA

    Документ


    5

    Тема: Администрирование по НДС

    Камеральный контроль

    Сазанбаева Екатерина Геннадьевна
    Аудитор РК

    Документ


    6

    Тема: Камеральный контроль, ошибочные уведомления, методичка.

    Тюлекбаева Татьяна Валентиновна
    Аудитор РК

    Документ


    7

    Тема: ИП, первичная документация, административная ответственность

    Есжанова Гульнур Изатбековна
    Профессиональный бухгалтер РК

    Документ


    8

    Тема: Несвоевременная постановка на регистрационный учет по НДС
    Отсутствие нормы о сроках ознакомления с документами, представленными НП в рамках исполнения уведомлений КК, и признании уведомления исполненным

    Марченко Оксана Владимировна
    Аудитор РК

    Документ


    9

    Тема: Единый аграрный налог

    Бактибаев Максут Бахтжанович
    Член правления ОИПЮЛ Мясной союз Казахстана

    Документ


    10

    Тема: Судебная практика разрешения налоговых споров

    Исмаилова Шолпан Валихановна
    Адвокат АГКА

    Документ


    11

    Тема: Улучшение работы ОСИ
    ОСИ- объединения собственников имущества

    Манарбек Абенов
    ТОО «Pater Services»

    Документ


    12

    Тема: Застой в сфере общепита и пути решения. Розничный налог

    Нурпеисова Вероника
    Советник председателя АОП РК

    Документ


    13

    Тема: Образование фундаментальная основа бизнеса

    Аубакиров Курмет Аубакирович
    Основатель компании IBC Group
    Бизнес-тренер РК

    Документ


    14

    Тема: Экономический рост РК

    Демидов Роман Владимирович
    Бизнесмен, инвестор

    Документ


    15

    Тема: Сервисное государство

    Коломин Михаил Петрович
    Управляющий проектом ИС «Параграф Юрист»
    Генеральный Директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» собственник СИ ZAKON.KZ

    Документ