Казахстан, используя свои пути, способствует росту китайской промышленности в ущерб отечественным предприятиям.
Распространение коронавируса нанесло серьезный удар по мировой логистике и обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введенных ограничений. Но ситуация с транспортным коллапсом, возникшая на границе Казахстана с Китаем, несколько иная.
В чем причины простоя автомобильного и железнодорожного транспорта в КНР и каких решений ожидают предприниматели? Эти вопросы были обсуждены 21 октября во время онлайн-конференции, на которой присутствовали представители производителей, импортеров и логистов Казахстана, передает ДЖК.
Грядущие потери
Отраслевые союзы производственников совместно со сферой логистики подняли вопросы, связанные с проблемой движения грузов через казахстанско-китайскую границу. В частности,
они высказались о наличии проблемы, о которой твердят уже полгода — грядущих миллиардных потерях из-за простоев грузов. Финансовые потери бизнеса сегодня — это потери бюджета завтра.
Китай приостановил перевозку и значительно снизил скорость грузов, следующих в Казахстан или из Казахстана, отдавая приоритет транзитным грузам в ЕС.
Получается, что Казахстан, используя свои пути, способствует росту китайской промышленности в ущерб отечественным предприятиям.
В результате такой ситуации уже сейчас можно констатировать рост стоимости всей логистики, существенное увеличение сроков доставки грузов, текущие убытки и заморозку средств. Для выполнения своих обязательств казахстанские предприниматели вынуждены покупать товары значительно дороже в других странах, изыскивая дополнительные дорогие ресурсы, при этом имея уже оплаченные товары на территории КНР.
Так, например, производители и переработчики свежего яблока (соки, пюре, яблочный уксус из яблока) столкнулись с проблемой выполнения обязательств по экспортному контракту:
С 21 июля 2021 года — с момента подписания договора — компания занимается поиском решения по отправке. За это время логистические компании со ссылкой на оператора увеличили тариф в 3,5 раза. Таким образом, даже с учетом программы субсидирования затрат на логистику для экспортеров, производители не попадают в «рынок». Теряются рынки сбыта и объемы производства,
— рассказала Алия Мамытбаева, президент ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков соков РК».
Многие производители испытывают затруднения по поставке сырья и планируют останавливать производство и распускать сотрудников. Этот факт отметил и Самат Исабаев, производитель медицинской техники:
В случае продолжения этой «блокады» мы будем вынуждены уже в ноябре распускать людей в отпуска без содержания из-за отсутствия сырья на складе.
Оксана Сорокина, представитель компании “Sevenir Logistics LLP» сказала, что бизнес вынужден принимать навязанные им правила игры:
Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров «закладывают» дополнительные расходы по хранению и аренде контейнеров в итоговые ставки за транспортировку, что существенно удорожает логистику. Мы вынуждены отправлять грузы из КНР в Казахстан через Владивосток, Ригу, Клайпеду, Санкт-Петербург, Новороссийск и Стамбул.
Обращение к премьер-министру и отраслевым министерствам
Предприниматели выступили с очередной просьбой к премьер-министру навести порядок в отрасли, а ответственные министерства до 1 ноября 2021 года призвали решить ряд вопросов.
МИД и МИИР:
- установить паритет ЖД на границе: один транзит в Европу = 1 импорт в РК = 1 экспорт из РК;
- восстановить гражданские и грузовые перевозки из Китая в Казахстан;
- увеличить количество контейнерных поездов до 10 в неделю (сейчас один раз в неделю);
- добиться от КНР увеличения количества фур до 700 в день в Хоргосе, до 100 фур на Алашанькоу, до 40 фур на Набахты, открыть Майкапчагай;
- добиться от КНР установления санитарных (карантинных) ворот на автомобильных пунктах пропуска — снятие ограничений на опасные грузы в сертифицированной упаковке в соответствии с регламентами для перевозки опасного груза (например, батарейки).
МИД, КГД и Нацбанк РК:
- добиться от КНР предоставления официального подтверждения о закрытии пунктов пропуска на карантин, об изменениях ценовой политики и требованиям к перегрузке;
- для целей валютного контроля пролонгировать сроки исполнения экспортно-импортных контрактов и репатриации валютной выручки.
- поручить НПП «Атамекен» предоставить документы, подтверждающие форс-мажорные обстоятельства по ситуации с доставкой грузов из/в/через КНР без взимания платы за выдачу документа.
МИИР:
- добиться от КНР возврат пустых контейнеров обратно в Китай в течение трех дней;
- отменить «неофициальную» монополию автомобильного транспорта на Хоргос. Не препятствовать въезду авто частных владельцев МСБ и перевозчиков, в том числе по системе CAT;
- отменить «неофициальную» монополию брокерских услуг на Хоргос. Не препятствовать открытию/работе новых брокерских компаний на границе;
- разрешить транзит грузов с границы до Алматы, Астаны в системе СКУР (селективный контроль управления рисками).
В случае невыполнения просьб, в том числе по ограничению монополий и прочих схем, и восстановления нормального транспортного сообщения,
предприниматели предлагают остановить транзит через Казахстан в Европу. Обращение поддерживают и наличие проблем подтвердили 24 крупные казахстанские компании.
Переговоры на высшем уровне
Как сообщили в пресс-службе премьер-министра, вечером 21 октября состоялся телефонный разговор между первым зампремьер-министра РК Алиханом Смаиловым и зампремьера госсовета КНР Хань Чжэн. В ходе разговора были обсуждены вопросы по ситуации по грузоперевозкам между Казахстаном и Китаем.
Казахстанская сторона выразила серьезную озабоченность снижением объема грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, что привело к скоплению большого количества грузов на границе. Так, на пограничном переходе «Достык – Алашанькоу» прием поездов из РК в КНР снизился с 16 до 5-6 составов в сутки. Обеспокоенность вызывает ситуация со скоплением на границе порядка 7 тыс. вагонов.
Вице-премьер отметил, что все погруженные вагоны согласованы к приему китайской стороной. Он также напомнил, что в рамках международных договоров в области ж/д транспорта (СМГС) сторона, согласовавшая план перевозок, обязана принять груз на свою территорию.
Стороны договорились в ближайшее время совместными усилиями, при соблюдении санитарно-противоэпидемиологических требований, принять все возможные меры по урегулированию данного вопроса.
Кроме того, китайской стороной была высказана готовность увеличить пропуск грузов автомобильным транспортом, в том числе через возобновление движения в пункте пропуска «Калжат». В завершение телефонного разговора стороны обсудили возможность проведения заседания Комитета по сотрудничеству двух стран. В соответствии с очередностью 10-е заседание комитета должно состояться в Казахстане в ближайшее время.
Редакция ДЖК будет следить за развитием событий.